Цифровизация транспортной отрасли: каковы перспективы импортозамещения
Планы по развитию российской транспортной отрасли приходится адаптировать под новые реалии рынка. Как происходит импортозамещение цифровых систем и какие альтернативы уже существуют на рынке, рассказал автомобильному порталу CAR.RU Алексей Свиридов, CEO компании «Автономика».
Россия импортировала до 80% оборудования и комплектующих для интеллектуальных транспортных систем (ИТС), однако из-за санкций все российские производители столкнулись с трудностями при доставке товаров и расчетов с контрагентами, как и с подорожанием процесса цифровизации в целом. Когда зарубежное ПО и цифровые решения работают в критических сферах, риски нарушения транспортной безопасности существенно возрастают. Например, перевозчики могут столкнуться с ситуацией, когда собственники зарубежных информационных систем введут ограничения на использование или вовсе их отключат. Российские авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования — Leonardo и ТАИС — для обеспечения безопасности перевозок и бесперебойного авиасообщения. Изначально сделать это планировалось осенью 2023 года, однако из-за новых санкций процесс ускорили.
Отечественная цифра для транспорта
Внедрение цифровых решений в транспортной сфере предусмотрено на законодательном уровне «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года». Технологии ИТС должны охватить более 80 млн человек в крупнейших российских агломерациях.
К примеру, модель «мобильность как услуга» (mobility as a servicе, MAAS) реализована в приложении «Московский транспорт» и объединяет разные слои транспортной инфраструктуры для более удобного перемещения и перевозок пассажиров. Национальный проект «Безопасные качественные дороги», который реализуется в 84 субъектах РФ, подразумевает использование ИТС в городских агломерациях.
В сфере общественного транспорта ИТС положительно влияют на безопасность дорожного движения. Эксперты отмечают, что таким образом можно предотвратить до 80% ДТП и уменьшить число пробок на 20%.
Так, в Санкт-Петербурге некоторые перекрестки оборудованы станциями сбора и передачи информации от подключенных устройств в зоне видимости (RSU). Эти устройства дорожной инфраструктуры помогают организовывать приоритетный проезд общественного транспорта, уменьшить опоздания и контролировать пассажиропоток в зависимости от количества перевозчиков на линии. Предварительные результаты на оборудованных участках показывают, что городскому транспорту удалось сэкономить до 15% топлива и до 40% электроэнергии.
Другой успешный пример цифровой трансформации в транспортной сфере — автоматизированный обмен данными между ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и системой управления дорожным движением «Автодора», который помог сократить время реагирования экстренных служб до 15 минут.
С какими сложностями сталкивается отрасль при импортозамещении
Ряд устройств и электронных компонентов не поставляется в Россию напрямую, из-за чего компании выбирают параллельный импорт и нестандартные схемы собственного производства. Сложности при развитии ИТС связаны с отсутствием в стране собственного производства микрочипов и серверного оборудования. Сроки выпуска отечественных технологий, включая те, что были анонсированы на базе завода «Микрон», не обозначены. Из-за этого страна зависит от китайских и европейских решений. Вопрос производства микрочипов становится все более острым для различных производств, включая автопром.
Санкции сильно повлияли на доступность компонентов, но большинство RnD и производственных мощностей западных компаний были сосредоточены в Китае, Тайване и Корее, что позволяет получить доступ к технологиям, правда, с большими сложностями. Отечественные компании могут наладить выпуск микрочипов для автомобильной промышленности, не требующих техпроцессов ниже 90 нм, но рынок не консолидирован, а вкладывать средства без минимального спроса (от 50 000 ед.) для создателей микрочипов очень рискованно, учитывая стоимость разработки и постановки на производство.
Микрочипы для нейронных сетей и вычислительные модули производить только для рынка России неперспективно, поскольку объемы производства должны исчисляться десятками миллионов штук. Китай в данном случае выступает в качестве поставщика своих решений из-за развитого внутреннего рынка. Удорожание процесса цифровизации больше связано с увеличением рисков из-за оттока мозгов и недоступности готовых решений, поэтому рассматривается индивидуально. Какие-то отрасли, наоборот, выиграли с уходом западных конкурентов, а в каких-то зависимость от импорта была более 70%, и компании вынуждены искать доступные аналоги.
Как развиваются цифровые решения на фоне санкций
Существуют конкурентоспособные отечественные технологии в области транспорта — от систем отслеживания состояния водителя до «ГЛОНАСС». Находить новые решения под запросы рынка и реализовывать приоритетные научно-технические направления помогают федеральные и региональные фонды, включая Московский инновационный кластер.
В 2022 году планируется запустить пилотный проект зеленого цифрового коридора в Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Тверской и Ярославской областях. Проект с использованием отечественного софта позволит оплачивать проезд по безналичному расчету 70% населения и осуществлять проезд с помощью цифрового профиля пассажира в городах-миллионниках, благодаря чему скорость их перемещения возрастет на 37%.
В целом, рассчитывать исключительно на отечественные решения в сфере оборудования для ИТС на данный момент не получается, поскольку в стране представлены наработки только для нескольких направлений. Поэтому компании рассматривают варианты сотрудничества с производителями из дружественных стран. Помимо прочего, представители индустрии отмечают необходимость создания единых стандартов в сфере ИТС, включая правовую базу и профильные образовательные программы для будущих отраслевых специалистов.
Спасибо за чтение публикации